Международный рынок ультразвукового оборудования — перспективы развития и конкурентной борьбы

, Веллингборо, Великобритания, InMedica

GE, Philips, Toshiba, Siemens, Hitachi Aloka и Samsung Medison Недавняя встряска на рынке ультразвукового оборудования, вызванная объединением Aloka и Hitachi Medical, и сделанный на днях компанией Samsung Electronics анонс о покупке контрольного пакета акций Medison, открывают будущее в весьма интригующем свете. Аналитик рынка Стивен Холлоуэй, автор обзора «World Market for Ultrasound Imaging Equipment — 2010 edition» («Мировой рынок оборудования для УЗИ диагностики — 2010»), изданного компанией InMedica, которая специализируется на маркетинговых исследованиях, рассуждает о последствиях этих событий.

На международном рынке ультразвукового оборудования уже долгое время доминируют четыре производителя (GE Healthcare, Philips Healthcare, Toshiba Medical Solutions и Siemens Healthcare), — в 2009 г. их совокупная доля рынка составляла почти 65%. Однако слияние Hitachi Medical Systems и Aloka в ноябре 2010 г. может изменить состав лидеров, в первую очередь на стремительно развивающемся рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вне всяких сомнений объединение этих двух поставщиков среднего звена представляет собой стратегический шаг, который даст им возможность конкурировать с ведущими производителями, — считает Холлоуэй. Статистические данные последнего отчета InMedica показывают, что по совокупному объему продаж Aloka и Hitachi выходят на третье место после GE и Philips в мировом масштабе и на второе место после GE в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта сделка может иметь значительные последствия для лидеров рынка, — продолжает Холлоуэй. — И Hitachi, и Aloka — достаточно мощные участники Азиатско-Тихоокеанского рынка, который по прогнозам будет самым быстрорастущим в мире. Объединив свои ресурсы и сбытовую сеть, они станут весьма влиятельной силой на территории стран АСЕАН и Китая. В ближайшей перспективе рост этого рынка должен стать еще более динамичным, поэтому данный союз имеет решающее значение для обеих компаний.

Еще больше осложняет ситуацию активизация южнокорейского гиганта Samsung Electronics, который недавно объявил о приобретении 43,5% акций Medison. Хотя это не было таким потрясением, как слияние Aloka-Hitachi, заявление компании Samsung о том, что она планирует вложить 20 млрд. долларов в здравоохранение, говорит о том, что конкуренция на рынке станет еще более острой. Качество технологий какое-то время позволяло Medison конкурировать с поставщиками среднего уровня, — комментирует Холлуэй, — но недостаток ресурсов и отсутствие должной финансовой поддержки не позволяли ей бросить вызов пятерке лидеров. С помощью Samsung она вполне может выйти на этот уровень, — ресурсы Samsung в сочетании с технологиями Medison открывают перед новым альянсом блестящие перспективы.

Какое же будущее ожидает глобальный рынок ультразвукового оборудования после таких перемен? Конкуренция станет еще более острой, особенно в Азии, — говорит Холлоуэй. — Недавний спад в экономике повысил спрос на качественные и в то же время более дешевые УЗИ системы. Успеха добьются те, кто сумеет сформировать обширный портфель ультразвукового оборудования, программного обеспечения, услуг и учебных программ для медицинских учреждений разного профиля в разных ценовых сегментах. В Азии самыми быстрыми темпами будут расти сегменты недорогого и портативного оборудования, — разумеется, ключевое значение при этом будут иметь качество визуализации и функциональность. Однако чтобы конкурировать с лидерами на уже сформировавшихся рынках Северной Америки и Западной Европы понадобятся куда более серьезные программы исследований и крупные капиталовложения.