Fujifilm — новый влиятельный игрок на рынке УЗ оборудования

, пресс-релиз IMS research

InMedica Приобретение Sonosite Inc, производителя портативных ультразвуковых систем, базирующегося в Сиэтле, компанией Fujifilm за 1 млрд. долларов, свидетельствует об усилении борьбы за раздел мирового рынка ультразвукового оборудования. Данная сделка означает, что вслед за Samsung Electronics, которая вышла на этот рынок в 2011 г., на нем появится новый крупный участник. Кроме того, она свидетельствует о намерении Fujifilm расширить свои возможности в сфере медицинской визуализации.

Эта сделка — последняя в волне слияний и поглощений на мировом рынке УЗ оборудования. Слияние Aloka Co. Ltd и Hitachi в конце 2010 г. привело к появлению компании, которая стала третьим по величине поставщиком в мире, после чего Samsung в начале 2011 г. приобрела корейскую компанию Medison Co. Ltd. Многие считали, что именно Samsung купит и Sonsosite, воплощая в жизнь свой план: к 2020 г. довести объем продаж медицинского оборудования до 10 млрд. долларов за счет агрессивной стратегии слияний и поглощений.

Весьма показателен и момент, выбранный Fujifilm для этого шага. Несмотря на сложные условия в таких регионах как Северная Америка и Европа, устойчивый рост рынка в развивающихся странах говорит о блестящих перспективах. По прогнозам компании InMedica, к 2014 г. Азиатско-Тихоокеанский регион станет крупнейшим рынком ультразвукового оборудования, благодаря бурному развитию Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии. Репутация и развитая производственная база Fujifilm позволят Sonosite добиться значительных успехов в будущем.

Медицинская визуализация не стоит на месте. Все большее значение в данной сфере приобретают беспроводная и сотовая связь и технологии отображения информации. Хорошо понимая это, Fujifilm, которая производила оборудование для аналоговой рентгенодиагностики, переключилась на производство цифровых систем, и теперь занимает лидирующие позиции как поставщик оборудования для цифровой рентгенографии и информационных систем медицинского назначения. Компания стремится как можно эффективнее использовать свой торговый аппарат, опираясь на уже заключенные договоры о купле-продаже рентгеновского оборудования.

Успех в сфере медицинской визуализации определяется тремя факторами: разработкой инновационных технологий, доказательством клинической эффективности и обеспечением подготовки и технической поддержки пользователей. Fujifilm уже продемонстрировала способность успешно решать эти задачи при разработке рентгеновского оборудования и информационных систем для здравоохранения, — в этой сфере она является одним из крупнейших участников мирового рынка. Она приняла мудрое решение: сделать Sonosite своей дочерней компанией со стопроцентным участием, сохранив ее руководство. Sonosite — первопроходец и признанный лидер на рынке компактного ультразвукового оборудования. Творческая переработка существующих технологий УЗ визуализации и расширение сферы их применения в сочетании с широкомасштабной программой подготовки врачей обеспечили компании стабильный рост в течение последних пяти лет. Разрушение отлаженной системы управления такой компанией могло стать роковой ошибкой, — ведь по прогнозам к 2015 г. объем рынка портативного ультразвукового оборудования должен достичь 1,1 млрд. долларов (InMedica, 2011).

Не исключено, что сделка, заключенная Fujifilm, говорит и о стремлении в дальнейшем освоить новые сегменты рынка оборудования для медицинской визуализации, — в том числе для МРТ и КТ. Хотя в данном случае речь идет о уже сложившихся рынках, преимущества такого смелого шага очевидны. За последние 8 лет прибыли признанных лидеров — GE Healthcare, Philips Healthcare и Siemens Healthcare, — которые производят оборудование для различных методов медицинской визуализации, несмотря на недавний экономический спад выросли на 50-60%. Смогут ли эти компании продемонстрировать столь же высокие результаты через 8 лет отчасти зависит от их реакции на нового конкурента.